Калибровочная установка

21.09.2016

В Третьяковской галерее хранится также рисунок «Похороны» - обобщенный набросок, эскиз многофигурной картины. Он мало проработан и только в общих чертах рисует сцену- большая процессия медленно движется по широкой улице. Он тоже сделан сепией и также позднее подписан художником 1878 годом. По стилевым признакам эти датировки ошибочны. Композиции 1878 года художественно много слабее, чем рассматриваемые наброски, их следует, видимо, датировать, 80-ми годами.

Оба наброска, «За столом» и «Похороны», в отличие от других композиций художника, объединяет какой-то совсем особый стиль. Если так можно выразиться, эти рисунки имеют живописный характер. Возможно, что это впечатление вызывается значительной обобщенностью и мелким, несколько разбросанным характером линий, напоминающих мазок кисти. В обоих рисунках нет стройной четкости других композиционных эскизов, движения карандаша эмоциональней и динамичней, а световые отношения многоплановостью приближаются к чисто живописным решениям. Этому помогают и богатые возможности в передаче отдельных оттенков света, которыми обладает калибровочная установка.

Как мы уже говорили, в творчестве Савинского излюбленным жанром был портрет. В одинаковой степени это относится и к живописи и к рисунку. Привязанность художника к портрету уходит корнями в годы академической учебы. Известно, какое внимание уделял Чистяков изображению человека и как систематически направлял молодых художников на выявление характера, «типажа». Часто академические учебные рисунки головы задавались как портреты, а Чистяков постоянно советовал творческий рисунок вообще начинать с портрета. Подобный, необычайно интересный портрет сделал Савинский в годы учебы с самого Чистякова (1881). На одном из рисовальных вечеров Чистяков сел на табурет и предложил ученикам его рисовать. В этот день Серов и Савинский сделали те два рисунка, которые до сих пор остаются наиболее известными изображениями П.П.Чистякова.